The Broadcaster

fender broadcasterБудет справедливым сказать, что “испанские” гитары Fender, представленные в 1950 году на выставке в Чикаго, не стали сенсацией дня. Don Randall и Charles Hayes, которые работали на стенде RTEC, скорее всего не ожидали, что на них посыплются заказы, но они, по крайней мере, могли проверить реакцию дилеров и конкурентов. Последние охотно упражнялись в остроумии по поводу нового инструмента, называя его “доской”, “туалетным сидением со струнами” или “веслом”!

Если говорить серьезно, то вскоре стали обращать внимание на то, что гриф новой гитары не имел анкера. Это приспособление, впервые усовершенствованное работником Gibson Thaddeus McHugh в начале 1920 годов, после применялось (в регулируемом и нерегулируемом вариантах) на большинстве профессиональных гитар. Don Randall быстро понял, что нереально пытаться продавать профессиональные гитары, даже такой радикально новаторской конструкции, если у них нет анкера. Вернувшись после выставки в Калифорнию, он начал постоянно ставить этот вопрос перед Leo Fender.

До лета 1950 года “испанские” гитары, которые выпускал Leo Fender, все имели довольно массивный цельный кленовый гриф с выраженным V-образным профилем. Leo был убежден, что гриф из горного клена был достаточно прочным, чтобы противостоять натяжению струн и без анкера. Как утверждает легенда, чтобы доказать это, он, тестируя гриф на фабрике, положил гриф между двумя стульями, и поставил на него человека. Поэтому Leo Fender поначалу не соглашался с Randall, когда тот говорил ему, что неплохо было бы поставить в гриф анкер.

Споры продолжались несколько недель, и ходят слухи, что они на некоторое время привели к напряжению отношений между Leo и его дистрибьютором. В этот период “испанские” электрогитары временно отошли на задний план, и производство сфокусировалось на стил-гитарах и усилителях, спрос на которые в то время рос. Очень небольшое количество гитар с двумя датчиками и без анкера (и возможно без логотипа на голове грифа) были проданы прямо с фабрики, чтобы заработать немного денег, но это было мало по любым меркам.

Как после вспоминал Freddie Tavares: “У Leo была привычка думать медленно и последовательно – никаких озарений – просто непрерывный неторопливый мыслительный процесс”. Может быть, поэтому Leo Fender в итоге передумал и решил ставить в гриф анкер. Принимая в расчет установку Leo на непосредственный контакт с музыкантами, не исключено, что некоторые профессиональные музыканты, общавшиеся с фабрикой в Фуллертоне, убедили его в преимуществах точки зрения Randall. Или, быть может, один из грифов без анкера все же повело. Как бы то ни было, Leo передумал, при этом, убедив Donald Randall, что модель с двумя звукоснимателями будет более подходящим продуктом для прорыва на рынок.

В конце 1950 года, “испанская” электрогитара Fender с двумя звукоснимателями была официально запущена в национальную дистрибьюцию под именем “Broadcaster” и каталожной ценой $ 169.95 (плюс $39.95 за кейс Bulwin). Поскольку после летней выставки марка Esquire ассоциировалась, прежде всего, с моделью с одним датчиком, было решено придумать новое название для “новой” гитары с двумя звукоснимателями. Как позже вспоминал Don Randall: “Это была первая ударная модель гитары Leo Fender и я думал и думал, как ее назвать. Я, наконец, решил что название должно иметь “эфирный” смысл и назвал гитару Broadcaster”. Это было правильным решением, подчеркнуть, таким образом, современность нового инструмента в эпоху, когда музыка так сильно зависела от “эфира” (радио и телевидения), который доносил ее до публики.

В поддержку начала продаж Broadcaster в отраслевых журналах оперативно разместили цветные вкладки, которые также выполняли роль приложений к каталогу. Под слоганом “Новый стандарт электрогитар Fender”, на них был изображен Broadcaster в перспективе, а также четыре дополнительных снимка крупным планом. Многочисленные новшества гитары были подробно описаны во врезках с заголовками в рамочках. И FENDER и RTEC были убеждены, что имеют на руках радикально новаторский продукт, и что было самое время быстро превращать это преимущество в коммерческий успех. Esquire с одним датчиком на время отложили, чтобы компания Fender могла сосредоточиться на производстве Broadcaster.

В отличие от предыдущей модели, Esquire без анкера, Broadcaster производились в больших количествах, поэтому их и провозглашают первыми в мире электрогитарами со сплошным корпусом, которые стали производиться серийно. При этом стоит поговорить о цифрах. В 1950 году в Соединенных Штатах было продано четверть миллиона гитар, включая большое количество укулеле, вот, кстати, хороший сайт о них https://uchords.net/. “Испанские” электрогитары еще не производились в сравнимых количествах, и даже такая крупная компания, как Gibson, выпустила в том году от силы 1400 электрогитар. Действительное количество выпущенных Broadcaster остается предметом споров, с разбросом оценки от 50 до 500 и больше. Учитывая производственные мощности и количество персонала в Фуллертоне в конце 1950 года, сомнительно, что за те шесть месяцев, что просуществовала модель, могло быть выпущено более чем 200 Broadcaster.

Закладка Постоянная ссылка.