Пятидесятые

fender расцветка санбёрстПервый период в отношении моделей первых выпусков обычно описывается как “оригинальная модель с кленовым грифом” или “до CBS, с кленовым грифом”. Для тех, кто не знаком с лексиконом “фендерологии”, поясняем, что второй вариант связан с (печально) знаменитым приобретением компании холдингом CBS. Обе формулировки отражают тот факт, что в первые 5 лет производства, Stratocaster выпускались исключительно с грифом из цельного куска клена по придуманной Leo Fender технологии.

С момента официального дебюта в апреле 1954 года по июнь 1959 Stratocaster имел следующие характерные черты:

  • Цельный кленовый гриф с 21 ладом
  • “Маленькая ” голова грифа
  • Старый стиль логотипа Fender (т.н. “макароны”)
  • Никелированные колки Kluson
  • Крепление грифа на 4 винтах
  • Гайка анкера со стороны последнего лада
  • Тремоло из двух частей с отдельным килем
  • Никелированные стальные седла с штампом Fender
  • Однослойная белая накладка на 8 винтах
  • 3 сингла с профилированными сердечниками
  • Ясеневый (после 1956 года стандартно
    ольховый) корпус с эргономичным дизайном
  • Нитроцеллюлозный лак.

По проверенной по всем доступным ныне источникам информации, промышленное производство Stratocaster началось скорее всего в марте 1954 года. На вопрос о дате, George Fullerton вспоминает: “Это было не позже марта 1954 года”.

Однако, фактические отгрузки начались только через два месяца. Как сказано в рассылке дилерам от FENDER SALES INC.: “Начало отгрузок планируется на 15 мая”. Как это было характерно для Fender того периода, производство по техническим и маркетинговым соображениям начиналось с умеренных темпов.

В то время музыкальная индустрия очень сильно ориентировалась на летнюю выставку NAMM, как основной период анонсов новых продуктов. Хотя первая реклама Stratocaster появилась в апреле 1954, отдел продаж Fender явно хотел проверить реакцию дилеров (и набрать предварительные заказы!) на выставке NAMM, перед тем как утверждать какой-то график производства.
Несколько Stratocaster были сделаны в первой половине 1954 года, но в основном для рекламных целей, эндорсмента и самых нетерпеливых дилеров Fender. По словам Forrest White, который с мая 1954 года руководил производством Fender, полномасштабное производство началось только с октября, когда от FENDER SALES INC поступил первый плановый заказ на 100 штук гитар. Хотя, в июле 1954 года 200 некрашеных корпусов и 150 некрашеных грифов уже ждали на складе первых заказов.

Самые первые Stratocaster, выпущенные весной 1954 года имели несколько специфических черт, которые в течение лета были изменены. Например, Fender через несколько месяцев сменили оригинальные ручки настройки на несколько более высокие с другими “полями”.

Одновременно отказались от использовавшегося вначале для ручек и крышек датчиков белого перламутрового бакелита, который часто трескался. Его заменили на “матовый” и более прочный белый материал, который использовался до 1956 года, когда Fender заменили его на белый пластик ABS, менее подверженный вытиранию на краях.

Первые крышки датчиков отличались скругленным краями и глянцем. Серийный номер в конце июня перекочевал с крышки блока тремоло на пластину на пятке грифа, после того, как компания осознала, что музыканты часто предпочитают держать крышку тремоло снятой, чтобы быстрее менять струны. Однако круглые отверстия на крышке были заменены на продолговатые только в начале 1955 года. И, наконец, пара первых Stratocaster имели металлическую анодированную под золото накладку.

Летом 1954 также отказались от исходного кофра по форме гитары и заменили его на первый из твидовых кейсов. Кейсы с “карманом” по центру производились до начала 1955 года, после чего, вероятно по соображениям себестоимости, их заменили на стандартные кейсы Fender с отделением в левом нижнем углу. В 1955 году также впервые появилась съемная крышка бриджа, и в этом же году модели без тремоло поступили в серию. По записям Forrest White в том году они составляли около 20% от всего производства Stratocaster.

Некоторые Stratocaster 1950-х имеют грифы с красивым рисунком клена, но это скорее случайный выбор материала, а не специальный заказ. На практике, Leo Fender не одобрял такие “бонусы”. Как подчеркивает Freddie Tavares: “Leo всегда сторонился использовать ценные породы в грифах, потому что они слишком редкие. Если бы мы были производителями штучных инструментов, мы могли бы получить достаточный запас. Но на наши количества его бы не хватило. Leo этого очень сильно не хотел, потому что если у вас в обычной серии, по обычной цене периодически попадаются инструменты, выглядящие как дорогие заказные гитары, это неправильно”.

Этот подход может объяснять, почему в конце 1956 года корпуса стали изготавливать из ольхи вместо ясеня. Ясень – красивая древесина, часто с выраженным рисунком, но при этом достаточно неоднородная по характеристикам, и Leo Fender наверное испытывал проблемы с поддержанием запаса материала одинакового качества.stratocaster в кофре

Ольха менее дорога и более доступна в больших количествах, и нет сомнений, что ее сочли более удобной с точки зрения производства. Ее легче обрабатывать и отсутствие выраженного рисунка снимает необходимость тщательного подбора кусков. От ясеня тем не менее не отказались окончательно, и он остался в моделях специальных расцветок, особенно на моделях “Blond(e)”, чье полупрозрачное покрытие позволяло рисунку проявиться.

Закладка Постоянная ссылка.