Процессоры эффектов (ревербератор)

Ревербератор

Рис. 11.4. Ревербератор позволяет придать звуку объемность и сделает его более естественным

Процессоры эффектов можно подключать как параллельно, так и последовательно основному сигналу. В обоих случаях вы сможете независимо использовать и чистый (без эффекта), и обработанный сигналы. Если вы используете эффект параллельно, то соотношение чистого и обработанного сигнала можно изменять с помощью регуляторов Aux Send и Aux Return. При последовательном подключении вы можете регулировать баланс эффекта с помощью регулятора Mix. Поскольку большинство инженеров работают в абсолютно глухих помещениях, эффекты приходится применять для придания музыке естественности. Цель применения эффектов состоит в том, чтобы имитировать ситуации реального мира и придавать музыке ощущение естественности.
Существует множество разных процессоров эффектов, и все новые появляются с каждым годом. Самые распространенные — это ревербератор, эхо, хорус, флэнджер и корректор высоты тона. В следующих разделах о каждом из них рассказывается подробнее.

Ревербератор
Ревербератор — это, без сомнения, один из самых распространенных эффектов. Реверберация представляет собой естественное свойство любого помещения и является результатом отражения звуковых волн от его стен, потолка и т.д. Маленькие помещения создают реверберацию, которая быстро начинается и быстро затухает. Напротив, в больших помещениях, таких как залы и соборы, реверберация возникает медленнее и звучит дольше.
С помощью эффекта реверберации вы можете придвигать тот или иной инструмент ближе к слушателю или отодвигать его на задний план. Это делается с помощью изменения соотношения чистого и обработанного сигналов. Например, добавив в звук инструмента или голоса много реверберации, вы создаете иллюзию того, что инструмент или вокалист находятся далеко от слушателя.
Для ревербератора можно установить несколько параметров, что дает большую гибкость в работе. На рис. 11.4 изображен ревербератор, который входит в состав популярной компьютерной программы.
Ниже приводятся основные параметры ревербератора (см. рис. 11.4) и объясняется, как они влияют на обрабатываемый звук.

  • Room Size/Tуре (Тип и размер помещения). Независимо от того, используете ли вы интегрированный ревербератор в составе студии или автономный блок, вы можете выбрать тип реверберации. Обычно есть такие варианты: Room (Комната), Hall (Зал) или Plate (Пластина) (в старых акустических ревербераторах для создания эффекта реверберации применялась металлическая звучащая пластина). Кроме того, вы можете указать размер помещения (в фугах или метрах).
  • Decay/Reverb Туре (Время реверберации). Время, в течение которого продолжается звучание реверберации. Чем больше помещение, звучание которого вы хотите сымитировать, тем больше должно быть значение этого параметра.
  • Predelay (Задержка начала). Основной звук ноты доходит до ваших ушей раньше, чем звук реверберации, и с помощью этого параметра вы можете установить значение такой задержки. Значение задается в миллисекундах. С помощью этого параметра можно отделить основной звук от звука реверберации, добиваясь естественного звучания.
    Для маленьких помещений характерна малая задержка. Обычно значение этого параметра устанавливают от 10 до 50 мс.
  • Density (Плотность). С помощью этого параметра можно управлять соотношением ранних отражений и основной реверберации. Ранние отражения достигают слушателя раньше, чем основная реверберация, и вы слышите сначала слабый звук отражения, а потом основной звук. С помощью плотности можно регулировать размер имитируемого помещения, так как в большом помещении разница между приходом ранних и основных отражений больше. Чем больше этот параметр, тем большим кажется помещение.
    В некоторых ревербераторах нет параметра Density, например, в том, что показан на рис. 11.4. Если этого параметра нет, то для него предусмотрено некоторое стандартное значение, установленное производителем, которое зависит от выбранного вами типа и размера помещения.
  • Diffusion (Смешивание). Описывает плотность основного звука реверберации. Дело в том, что в сильно реверберирующих помещениях возникает вторичная реверберация, вызванная отражением отраженных ранее звуков. Вот об этом смешивании и идет речь. Большие помещения создают много вторичных отражений, поэтому увеличение этого параметра как бы увеличивает размеры помещения.
    Как и для предыдущего параметра, для этого тоже может не быть регулятора, и в этом случае для него предусмотрено стандартное значение.
  • Hi Cut и Low Cut (Затухание высоких и низких частот). С помощью этого параметра можно определить, как быстро затухают высокие и низкие частоты в звуке реверберации. Дело в том, что, как правило, высокие частоты в помещении затухают быстрее, чем низкие, поэтому с помощью такого параметра можно добиться большей естественности реверберации.

Использование ревербератора
Реверберация вроде чеснока— чем больше положишь, тем… короче, вы поняли. Как начинающий шеф-повар кладет чеснок во все подряд, так и многие инженеры делают ошибку при настройке реверберации. Не нажимайте. Помните: лучше меньше.
А вот еще несколько советов.

  • Микшированная запись часто звучит лучше, если вы используете реверберацию только на некоторых инструментах, а не на всех подряд. Например, очень часто реверберация применяется на малом барабане, а остальные инструменты ударной установки остаются чистыми.
  • При выборе способа применения реверберации думайте о том месте, которое вы назначили каждому инструменту в общей записи. Следите за тем, чтобы стиль и количество реверберации соответствовали стилю песни и всему набору инструментов.
  • Попробуйте поставить с одной стороны стереополя чистый инструмент, а с другой стороны — реверберацию. Например, если вы расположили ритм- гитару на 30 градусов справа, то можно ее реверберацию расположить на 30 градусов слева. Это может создать красивый эффект.
  • Для того чтобы приблизить голос вокалиста к слушателю, делайте короткую реверберацию. В этом случае хорошим выбором типа реверберации будет vocal plate, который дает быстрое затухание; благодаря этому получается красивая реверберация, но голос вокалиста не отодвигается на задний план.
  • Пробуйте разные типы и размеры помещения с разным временем затухания. Иногда медленное затухание в малом помещении звучит лучше, чем быстрое затухание в большом помещении.

Закладка Постоянная ссылка.