Оптимизация динамического диапазона

Собственно здесь и начинается колдовство. Это тот самый этап, на котором вы можете заставить музыку звучать, а можете привести ее в состояние хаоса. Помните о том, что вы всегда можете вернуться на шаг назад, если этот шаг оказался неудачным. Кстати, говорил ли я вам, что нужно сделать резервные копии всех дорожек и того, что у вас получилось после микширования? Если вы забыли или просто поленились сделать это, то сейчас самое время заняться резервным копированием. Я подожду.
Готово? Ну вот, теперь перед нами стоит задача сделать музыку как можно громче. Нет, конечно, это преувеличение (прочитайте ниже врезку О громкости). Действительно, оптимизация динамики не подразумевает звучание на максимальной громкости. В первую очередь вам нужно добиться живого и эмоционально насыщенного звука. Но и о громкости забывать нельзя — ваши песни должны звучать достаточно громко.

Как именно вы будете оптимизировать громкость — это зависит от стиля музыки и аранжировки. Например, в классической музыке бывает более широкий динамический диапазон, чем в рок-музыке, а самый узкий диапазон можно услышать в аранжировках типа “стена звука”.
Занимаясь оптимизацией динамического диапазона, будьте сдержаны и не поддавайтесь желанию сделать запись как можно громче. Я прекрасно знаю, как бывает соблазнительно прибавить еще несколько децибел.
При подготовке мастер-копии у вас есть два инструмента для обработки динамического диапазона — компрессор и ограничитель, — и у каждого из них есть свое назначение. Как правило, для того чтобы сделать песню более резкой или более плавной, лучше всего применять компрессор, а для того чтобы выжать немного дополнительной громкости, нужно воспользоваться ограничителем.
Ниже приводится несколько соображений по поводу использования компрессора и ограничителя в процессе подготовки мастер-копии.

  • Для того чтобы не перестараться с компрессией, выбирайте небольшие значения отношения (1,1:1—2:1).
  • При однократной компрессии или ограничении делайте это не более чем на 2 дБ. Если вам действительно нужно большее значение, выполните обработку несколько раз, каждый раз задавая значение от 1 до 2 дБ. Если вы сделаете компрессию или ограничение больше, чем на 2 дБ, вы внесете в запись необратимые искажения.
  • Тщательно выбирайте значения атаки и затухания. Слишком короткая атака удаляет из музыки ощущение перкуссивности, так как при этом срезаются всплески в начале ноты. Аналогично, слишком большое время затухания снижает динамический диапазон вокала, но, с другой стороны, слишком короткое время затухания вызывает искажения.
  • Выбирайте значение порога так, чтобы индикаторы компрессора дрожали в такт с музыкой. Только самые громкие звуки, такие как удар малого барабана или вокал, могут вызвать зашкаливание индикаторов, но не более чем на 2 дБ.
  • С помощью многополосного компрессора можно выделить в общем звучании некоторые инструменты. Например, если удары большого барабана теряются за остальными инструментами, можно сделать небольшую компрессию на низких частотах (80-100 Гц) и тем самым вынести барабан вперед.
  • Если вы не уверены в том, что результат обработки процессором звучит лучше, чем исходная запись, не используйте этот процессор вообще. Применение динамической обработки преследует цель улучшить качество звучания песни, но только до определенного предела. Если дальнейшее добавление компрессии уже явно не улучшает запись, откажитесь от него.


Песня без заметной разницы между самым громким и самым тихим звуком быстро утомляет слушателя. Всегда поддерживайте эту разницу не меньше чем в 6 дБ. Оптимальной следует считать разницу 12-18 дБ. Старайтесь по возможности поддерживать ее именно такой. В вашей музыке будет гораздо больше жизни, и слушать ее будет интереснее.
Для того чтобы получить правильное представление о среднем и максимальном уровне громкости песни, следите за индикаторами и замечайте, где они находятся чаще всего и куда отклоняются при самых громких звуках. В некоторых системах можно переключать индикаторы уровня в режимы Peak (Пиковое значение) и Average (Среднее). О том, как это сделать, вы должны прочитать в руководстве пользователя вашей системы. Воспроизведите песню в режиме Peak. Потом повторите это в режиме Average. Запомните показания индикаторов в обоих режимах и потом сравните их. Есть и другие, более точные способы сравнения уровней, но и так вы получите вполне правильное представление о соотношении среднего и максимального уровней.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий