О громкости

Каждый хочет, чтобы его музыка звучала погромче. Чем громче, тем лучше. Многократные тесты показали, что из двух версий одной и той же песни средний слушатель почти всегда выбирает ту, которая громче, независимо от того, лучше ли она на самом деле.
Поэтому неудивительно, что создается впечатление, будто музыканты, продюсеры и инженеры звукозаписи находятся в постоянном соревновании, чей диск будет звучать громче. Если вы сравните несколько дисков, сделанных около десяти лет назад, с современными дисками, то наверняка заметите, что последние звучат громче. Но сравните их как профессионал  и честно ответьте, в самом ли деле громкое звучание лучше.
Для такого сравнения вам нужно прослушать эти диски на одинаковой громкости. Конечно, можно просто слушать их по очереди, уравнивая громкость, но это не очень удобно. Гораздо удобнее записать оба диска на свою систему звукозаписи, причем сделать это так, чтобы уровни громкости совпадали. Прослушайте внимательно и сравните. Я уверен, что в девяти случаев из десяти вы найдете лучшей старую запись. И дело не в том, что “раньше все было лучше”, а в том, что на старых дисках выдержан более широкий динамический диапазон. Вариации громкости приятны для слуха, в то время как однообразный уровень быстро надоедает.
Сделайте приятное себе и своему слушателю и удержитесь от соблазна сжать динамическое разнообразие вашей музыки. Такую музыку будет гораздо приятнее слушать, в ней больше жизни и проявления чувств. Если песня звучит недостаточно громко, то можно добавить усиления на проигрывателе, но если в ней чрезмерно сжат динамический диапазон, то уже ничего сделать нельзя.

При проверке результатов компрессии или ограничения всегда сравнивайте обработанную запись и исходную на одинаковых уровнях громкости. Всякая разница в уровнях сведет результаты сравнения на нет, потому что большинство людей всегда предпочитают более громкую запись, независимо от того, лучше она или нет.

Настройка тонального баланса
Под тональным балансом песни понимается соотношение уровней сигнала на разных частотах. Здесь речь не идет о том, как звучит тот или иной инструмент (это нужно было настраивать во время микширования), здесь мы говорим об общем звучании песни, о ее частотном балансе.
Как правило, тональный баланс строится так, чтобы частоты равномерно распределялись от 20 Гц до 10 кГц, с небольшим спадом уровня сигнала от 10 до 20 кГц и выше. Очень хорошо, скажете вы, но как это должно звучать? Послушайте самые лучшие диски, и вы получите представление.
При подготовке мастер-копии вам нужно все время сравнивать свою музыку с образцами, которые вы выбрали себе в качестве примера. Мы говорили о микшировании, но все это можно применить и к мастер-копии.
Когда вы занимаетесь настройкой общего тонального баланса песни, вы должны внимательно прислушиваться к частотам, пытаясь определить, какие из них звучат слишком громко, а какие слишком тихо. Это можно сделать, прослушивая запись с помощью параметрического эквалайзера, сдвигая его спектр. Для этого установите значение Q достаточно широким (около 0,6) и поворачивайте регулятор Gain в сторону увеличения. Начните с самых низких частот и по мере воспроизведения песни увеличивайте частоту. Те частоты, которые выделяются из общего звучания, можно уменьшить на пару децибел и послушать еще раз, стало ли звучание лучше.

Помните обо всем, что мы говорили об использовании эквалайзера, и имейте в виду следующее.

  • Если запись звучит тускло, попробуйте поднять высокие частоты, выше 10 кГц, или уменьшить низкие, от 200 до 400 Гц. Если запись звучит слишком ярко (это часто бывает при цифровой звукозаписи), попробуйте уменьшить частоты выше 10 кГц с помощью параметрического эквалайзера.
  • Применяйте одни и те же настройки эквалайзера для правого и левого каналов, чтобы не изменить стереобаланс и не нарушить соотношение фаз между каналами. Если вы добавите низкие частоты, например 100 Гц, только на одном канале, вы можете услышать нечто вроде биения звука или колебания его между колонками.
  • Если вы пользовались многополосным компрессором, сжимая какую-то конкретную частоту, то вам наверняка понадобится настроить эту частоту с помощью эквалайзера, потому что компрессия всегда нарушает соотношение частот.
  • Когда вам нужно настроить частотный баланс некоторого инструмента, например барабана, следите за тем, как это повлияет на звучание остальных инструментов. Если не удается настроить один инструмент, не повлияв на остальные, вам придется вернуться к микшированию и исправить проблему там. Вы не пожалеете о потраченном времени. Помните: любые изменения, которые вы вносите на этапе подготовки мастер-копии, влияют на звучание всех инструментов и меняют соотношение частот в общем спектре. Поэтому слушайте внимательно и, если вам не нравится то, что вы сделали, верните все назад.

При подготовке мастер-копии многие сравнивают тональный баланс своих песен с образцами, причем делают это на слух. Но можно делать такое сравнение более точно с помощью анализатора спектра. В некоторых программах для подготовки мастер-копии есть встроенный анализатор спектра, но если даже у вас его нет, можно купить его отдельно. Тогда сможете наблюдать за спектром диска-образца и спектром своих песен. Такое сравнение многие находят более эффективным, но я, как представитель старой школы, доверяю своим ушам больше, чем приборам. Однако совсем не обязательно и вам делать то же самое.

Закладка Постоянная ссылка.