Экспандер

экспандерЭкспандер в некотором смысле аналогичен шлюзу, но разница состоит в том, что если шлюз уменьшает громкость звука, не достигшего порога, на некоторую величину (на какое-то количество децибел), то экспандер уменьшает эту громкость во столько-то раз, т.е. в заданном отношении. При такой обработке сигнала звук музыкального инструмента получается более естественным.
Экспандер применяется в том случае, если вам нужно не полностью удалить некоторый шум или посторонний звук, а только ослабить его. Классический пример — это обработка вокала, в котором слышно слишком много дыхания неумелого певца. Если вы сделаете это с помощью шлюза, то получится пение, в котором нет звука дыхания совсем, а это звучит не слишком естественно, в конце концов, дышать-то человеку нужно? Но с помощью экспандера вы можете снизить громкость дыхания так, чтобы оно все-таки присутствовало, но не раздражало.
Параметры настройки экспандера похожи на те, о которых мы говорили ранее, обсуждая компрессоры и шлюзы.

  • Порог. Порог у экспандера — это то же самое, что и порог у шлюза: сигнал, не достигающий порога, обрабатывается, а все, что превосходит порог по уровню, проходит через экспандер без изменений.
  • Отношение. Отношение задает, во сколько раз будет уменьшен сигнал, не достигающий порога. Например, при значении отношения 2:1 сигнал, не достигающий порога 10 дБ, после обработки будет на 20 дБ ниже порога. Аналогично, сигнал, уровень которого на 2 дБ ниже порога, после обработки экспандером будет на 4 дБ меньше порога.

Использование экспандера

Поскольку действие экспандера во многом аналогично шлюзу, вы можете использовать в качестве отправной точки те же самые установки. Что выбрать — шлюз или экспандер, — зависит от того, чего вы хотите добиться. Например, вы можете воспользоваться экспандером, если в вашей записи присутствуют слишком громкие звуки, но вы не хотите полностью от них избавляться, а хотите сделать их чуть тише.
Чрезмерное дыхание вокалиста — вот ситуация, где экспандер может проявить свои преимущества перед шлюзом. В этой ситуации вам нужно установить значение порога немного ниже самой тихой ноты и сделать небольшое отношение, например 1,5:1 или 2:1. Посмотрите, стала ли картина лучше, и если этого недостаточно, то понемногу увеличивайте значение отношения. Однако не перестарайтесь. Если вы уничтожите дыхание совсем, то вокал будет звучать неестественно.

Если вы установите значение отношения 6:1 или выше, то эффект от экспандера будет приблизительно такой же, как и от шлюза, но возможностей управлять результатом у вас будет меньше, потому что в вашем распоряжении не будет таких параметров, как задержка и затухание. Поэтому если окажется, что вам нужно высокое значение отношения экспандера, то, возможно, лучше в такой ситуации воспользоваться шлюзом.

Закладка Постоянная ссылка.