Динамические процессоры для сведения

динамический процессор

Рис. 11.3. С помощью динамического процессора можно управлять уровнем сигналов

Динамические процессоры служат для изменения динамического диапазона сигнала. Под динамическим диапазоном понимается разница между самым громким и самым тихим звуком. Эта разница измеряется в децибелах. Чем шире динамический диапазон, тем больше разница между тихими и громкими звуками.

Есть три типа динамических процессоров: компрессор, шлюз и экспандер. В следующих разделах мы рассмотрим все три типа динамических процессоров. Нужно отметить, что с помощью динамических процессоров вы можете улучшить запись, например, можете добавить звуку перкуссивность (ударного звучания), можете, наоборот, смягчить атаку, избавиться от шума и т.п.
На рис. 11.3 вы видите секцию динамических процессоров, входящих в состав популярной компьютерной программы обработки звукозаписи. В данном окне компрессор находится слева, а шлюз и ограничитель — справа. Щелчком мыши вы выбираете, с каким типом процессора хотите работать. На приведенном рисунке активизирован компрессор. В данной реализации динамического процессора отсутствует экспандер.

Компрессор и ограничитель
Задача компрессора состоит в том, чтобы сжимать динамический диапазон обрабатываемого звука. Компрессор не только понижает уровень громких нот, но и повышает уровень тихих, делая разницу между ними меньшей (сжимает динамический диапазон).
Ограничитель тоже сжимает динамический диапазон, но делает это не так “интеллектуально”, а просто ограничивает максимальную громкость звуков.
Компрессоры и ограничители применяются для решения трех основных задач (хотя существуют и другие задачи).

  • Обработка всплесков громкости, которые могут вызвать искажения цифрового звука. Это особенно часто бывает с барабанами, у которых из-за резкой атаки звука может происходить перегрузка усилителя или рекордера.
  • Сгладить уровень записи, в которой встречаются слишком громкие и слишком тихие ноты. Это особенно часто происходит с неопытным певцом, который не умеет обращаться с микрофоном. Такой исполнитель часто меняет свое положение относительно микрофона, и, как следствие, в записи возникает обилие тихих и громких нот.
  • Повысить общий уровень записи при сведении. Сравните звучание дисков, выпущенных более 10 лет назад, и современные записи. В последние годы записи на компакт-дисках стали заметно громче.

Ниже мы поговорим о втором пункте в контексте стандартных установок. Ранее приводились разные комбинации параметров компрессора, но чтобы не заставлять прыгать по страницам, я повторю некоторые из них.

  • Порог (Threshold). Установка порога определяет уровень, с которого компрессор начинает обрабатывать сигнал. Этот уровень задается в децибелах (дБ). Иногда этот параметр задается в децибелах ниже пикового значения. Другими словами, значение порога, соответствующее -6 дБ, означает, что компрессор будет обрабатывать сигнал, если уровень этого сигнала на 6 дБ меньше калиброванного значения, равного 0 дБ. В цифровых системах 0 дБ — это самый высокий уровень сигнала, который не вызывает искажений.
  • Отношение (Ratio). Этот параметр определяет, как компрессор воздействует на сигнал. Например, отношение 2:1 означает, что превышение порога должно быть уменьшено вдвое. Иначе говоря, если уровень сигнала превосходит значение порога на 1 дБ, то после обработки он будет превосходить порог только на 1/2 дБ. Если значения отношения больше чем 10:1, компрессор фактически работает как ограничитель.
  • Атака (Attack). Значение этого параметра определяет, как быстро компрессор начинает обрабатывать сигнал. Значение задается в миллисекундах (мс), и чем резче атака инструмента, тем оно должно быть меньше.
  • Затухание (Release). Этот параметр говорит о том, как долго после начала ноты компрессор продолжает сжимать сигнал. Как и атака, затухание задается в миллисекундах. При борьбе со всплесками устанавливается малое значение, так как всплески обычно происходят в начале ноты.
  • Усиление (Gain). С помощью этого параметра регулируют уровень сигнала на выходе из компрессора. Значение задастся в децибелах. Поскольку компрессор, как правило, уменьшает общий уровень записи, с помощью этого параметра вы можете восстановить его до прежнего.
  • Жесткая или мягкая компрессия (Hard knee. Soft knee). Большинство компрессоров позволяет выбирать режим обработки нот. превышающих установленный уровень порога. При жестком режиме превышающая уровень нота сжимается в постоянном отношении, которое задано соответствующим параметром (Ratio). Например, если для параметра Ratio установлено значение 4:1, то интенсивность любой ноты, превысившей порог, будет уменьшена в 4 раза. Жесткий режим применяется при записи таких инструментов, как барабан, когда нужно немедленно обработать любой всплеск.
    Напротив, мягкий режим подразумевает сжатие с переменным коэффициентом, значение которого зависит от того, на сколько нота превысила установленный порог. Компрессор постепенно увеличивает значение коэффициента сжатия по мере того, как громкость ноты возрастает. Такой режим используется при записи инструментов с медленной атакой, особенно при записи вокала.

У некоторых двухканальных компрессоров есть функция Link, которая позволяет “связать” два разных канала и обрабатывать их с одним набором параметров. Это гарантирует, что если на вход компрессора подавать два сигнала с одинаковыми характеристиками, то и на выходе получатся два идентичных сигнала. Почти всегда при обработке стереосигнала вам придется пользоваться этой функцией.

В некоторых компрессорах есть так называемый разъем боковой цепи (sidechain jack). С помощью этого разъема вы можете включить в цепь компрессора эквалайзер (для этого вам понадобится Y-кабель). Включать эквалайзер иногда приходится для того, чтобы удалить лишние резкие звуки в вокале, такие как свистящее “с”, резкое ‘т’ и т.п.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий