Сведение и мастеринг: азы мастерства. Часть 2

mixing-mastering

Сведение мастеринг

Начало в первой части.

Мастеринг: кривые Флетчера-Мэнсона

Переходим к мастерингу. В наши дни, в эпоху преобладания цифровых релизов над физическими, задача мастеринга сводится всего лишь к одной основной цели – достижению характеристик кривых Флетчера-Мэнсона, за счёт чего появляется возможность получить целевую громкость материала, и причём довольно высокую. Эти кривые по-другому называются «семейством кривых равной громкости».

В этом и состоит вся разгадка. Человек устроен так, что способен различить тихую речь, то есть, шёпот, даже на очень больших расстояниях. Наш слух на самых маленьких уровнях громкости очень чувствителен к средним частотам, где расположен диапазон частот человеческой речи. Но что интересно: по мере роста громкости эта чувствительность падает, и мы начинаем воспринимать все частоты одинаково.

Из всего этого можно сделать очень важный вывод: сводя микс на небольшой громкости, мы поступаем неправильно, поэтому начинаем повышать громкость басов и высоких частот, так как просто плохо слышим их по сравнению со средними частотами. Поэтому производить сведение и мастеринг всегда необходимо на большой громкости. Тогда мы слышим все частоты равномерно и далее не совершаем ошибок. Такой результат будет звучать хорошо на всех уровнях громкости и на всех акустических системах. Но, конечно, всему есть предел, и не следует включать колонки (а тем более наушники) громче, чем это необходимо.


Студийная акустика

В современных условиях делать сведение и мастеринг высокого уровня качества может каждый, однако нужно иметь, как минимум, хорошую комнатную акустику и качественные колонки, а также хорошую звуковую карту.

Работаете вы дома или в специальном помещении, ваше рабочее место всегда должно быть студией – то есть, в первую очередь необходимо уделить внимание акустике. На крайний случай, имея бюджет лишь в сотню долларов, вполне можно обойтись профессиональными мониторными наушниками (ни в коем случае не диджейскими и не мультимедийными, так как эти типы наушников созданы для других целей). Конечно, ничто не может заменить студийные мониторы, но в добротных наушниках тоже можно добиться качественного звучания на профессиональном уровне.

Не имея хорошего контрольного звучания, вы просто не способны услышать его нюансы. Например, можно крутить компрессор то так, то сяк, но не получать никаких результатов. Первой приходит мысль, что вы делаете что-то не так. От этого страдают многие начинающие звукорежиссёры. Работая на мультимедийной акустике, многие не могут понять, для чего же нужны эти плагины, когда они почти ничего не делают!

Мощный компьютер и плагины

Необходимо иметь достаточно мощный компьютер и набор хорошо изученных плагинов. Гораздо приятнее работать с комфортом, но когда компьютер начинает подвисать, пропадает всякое желание продолжать работу. Вы обязаны знать не только все функции плагина, но и чувствовать каждую ручку, слышать, как она изменяет звучание.

Вам необходимы все навыки, касающиеся сведения и мастеринга. Вы должны знать наперёд, каким плагином воспользоваться, как его накрутить и к какому звучанию это приведёт, а не вешать всё подряд или перебирать. Регулярно работая, вы научитесь заранее предугадывать поведение того или иного плагина и за считанные секунды добиваться нужного звучания.

Пять этапов сведения и мастеринга

Процесс сведения и мастеринга можно условно разделить на 5 этапов. На всех этапах нужно начинать от центральных элементов, затем переходить к звукам заднего фона и заканчивать на инструментах переднего плана. Поэтапно это выглядит так:
1.    Подготовка проекта к работе. Когда процесс идёт комфортно и всё перед глазами, понятно и доступно, тогда время работы над проектом сокращается до десяти раз.
2.    Первая часть работы с вертикальным измерением: предварительный баланс уровней и эквализация. На этом этапе уже приблизительно получается требуемое звучание. К тому же, мы подготавливаем микс к динамической обработке, выстраиваем примерные уровни инструментов, убираем все лишние частоты, которые могут повлиять на работу компрессоров.
3.    Вторая часть работы с вертикальным измерением, динамическая обработка. Здесь происходит закрепление предварительного баланса уровней. Часто бывает так: вот, вроде бы, настроишь все уровни, потом покрутишь что-нибудь, и опять приходится возвращаться и настраивать ползунок уровня. Компрессия – вот решение этой проблемы!
4.    Работа с горизонтальным измерением и глубиной. На этом этапе идёт работа с панорамой, стереорасширителями, эхом и реверберацией. В общем, идёт расстановка микса влево и вправо, вперёд и назад. Заметьте, что при этом баланс уровней не меняется и не должен меняться.
5.    Мастеринг. Проводится окончательный баланс уровней. Редко, но случается так, что мы ошибаемся, выставляя первоначальный баланс уровней. На этом этапе мы можем исправить свои ошибки, после чего перейти непосредственно к мастерингу, где с помощью эквализации, многополосной динамики и лимитирования мы приближаем звучание всего микса к характеристикам кривых равной громкости. Применяем дизеринг и конвертируем в МП3.

Работа над одним очень сложным проектом на 40 дорожек с живыми инструментами и вокалом должна длиться максимум 6 часов. И это с перерывами. Если вы задерживаетесь – то однозначно, делаете что-то не так.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.