Сведение и мастеринг: азы мастерства. Часть 1

Сведение звукозаписи

Сведение звукозаписи

Мы привыкли слушать музыку на стереосистемах, компьютере, айподе, в автомобиле. Всё это – стерео. Однако у нас не возникает ощущения, будто мы слышим плоскую музыку, то есть двумерную, исходящую из двух источников. Наоборот, мы воспринимаем музыку так, будто находимся в концертном зале и слышим её отовсюду, исходящей от многочисленных источников, которые нас окружают.
В этом и состоит феномен сведения. Основной его целью является расположение элементов микса в воображаемом пространстве. И так, чтобы у слушателя возникало ощущение объёмности звучания, хотя по факту он слушает стереосигнал. Это всего лишь иллюзия трёхмерного пространства.

Вертикальное измерение

За вертикальное измерение отвечают громкость и спектр частот источника звука. Чем громче звук, тем выше он кажется нам в пространстве. Понятно, что среди звуков с одинаковой громкостью по высоте выигрывает тот, у которого больше высоких частот. И наоборот, более тихие и низкие звуки оказываются ниже остальных. Управлять громкостью мы можем с помощью обычного ползунка уровня и динамических обработок, таких как компрессор, лимитер и им подобные. А спектр частот мы изменяем с помощью эквалайзера и различных инструментов, работающих с гармониками (дисторшены, эксайтеры и сатураторы).

Горизонтальное измерение

За горизонтальное измерение отвечает панорама. Здесь всё проще: вращаем ручку панорамирования влево – нам кажется, что источник звука переместился левее, крутим вправо – правее. Кроме того, с помощью различных приёмов работы со стереорасширителями, такими как дилэй, комб фильтр и хорус, можно добиться расширения стереообраза – как отдельного элемента, так и всего микса в целом.

Глубина

Наиболее сложным в работе и самым важным измерением является третье измерение – глубина. За её восприятие отвечает отражение звука от поверхностей, которые нас окружают. Каждое отражение само превращается в источник звука. Вот отчего нам кажется, что звук окружает нас повсюду. К примеру, оркестр играет далеко впереди, но из-за отражения от многочисленных поверхностей в концертном зале мы полностью погружаемся в звучание музыки.

Это явление можно имитировать с помощью эффектов задержки и реверберации, то есть, плагинов или приборов дилэй и реверб. Интересно, что эти эффекты создают лишь иллюзию пространства, но настолько реалистичную, что, слушая музыку даже в наушниках, где фактически невозможны никакие отражения вообще, мы всё равно ощущаем объёмность музыки, чувствуем глубину.

Эффект маскировки

Работая с тремя измерениями, мы сталкиваемся с таким побочным эффектом, как маскировка. Говоря проще, когда два источника звука (то есть элемента микса) встречаются в одной точке пространства, мы воспринимаем только тот звук, который громче, хотя фактически звучат оба. Более тихий из них мы даже не заметим. Например, если посадить играть скрипача и барабанщика рядом друг с другом, то слушая со стороны, мы просто не сможем разобрать звуков скрипки. Выйти из положения можно довольно легко: нужно просто пересадить барабанщика далеко назад. Вот и всё, проблема решена. Скрипка выйдет на передний план.

Продолжение во второй части. 

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий