Акустические инструменты

Укулеле

Не желая обидеть всех исполнителей на банджо, укулеле, домре и мандолине, я все же рассмотрю эти инструменты в одном разделе с гитарой. Да знаю я, братцы, знаю, что все эти инструменты звучат по-разному, и даже не похоже на гитару, но микрофоны для них расставляются одинаково.
Поскольку все эти инструменты имеют резонирующий корпус, и исполнители играют на них, сидя лицом к слушателю, техника расстановки микрофонов используется одна и та же. Другое дело, что для разных инструментов можно применять разные типы микрофонов, но об этом чуть позже.
Помещение
Как и при записи других акустических инструментов, свойства помещения оказывают значительное влияние на звук, который будет записан. Если вы записываете не в великолепно звучащем концертном зале, а в простом помещении, вам нужно свести влияние его акустики на звук инструмента к минимуму. Для этого есть несколько способов, самые простые из которых — близкое расположение микрофонов и использование поглощающих и отражающих звук щитов. Поворачивайте эти щиты отражающей стороной к инструменту и к микрофону, если помещение слишком глухое, и наоборот, поглощающей стороной к микрофону, если помещение слишком звонкое.
Например, если ваша студия находится в жилой комнате с коврами и мягкой обивкой потолка, то вам нужно поставить вокруг микрофона и музыканта несколько отражающих щитов. Нежелательные отражения от стен и потолка не попадут в микрофон, так как они будут уловлены поглощающей стороной щитов.
Микрофоны
Я предпочитаю использовать для записи акустических инструментов конденсаторные микрофоны. Какой именно тип микрофона — это зависит от того, какой звук вы хотите получить. В частности, если у гитары красивый звук, про который говорят “слышно, как звучит дерево”, то лучше применить микрофон с большой диафрагмой. Но если вы хотите передать яркие, звенящие звуки банджо, то больше подойдет конденсаторный микрофон с малой диафрагмой.
Есть много способов для расположения микрофона, и каждый из них может подчеркнуть тот или иной аспект звучания инструмента. Даже небольшое перемещение микрофона можносильно изменить качество записи. Вполне возможно, что вам придется повозиться, пока вы найдете точное место для микрофона.
Вот вам несколько советов для начала.

  • Поставьте микрофон на расстоянии 20-40 см от корпуса гитары и на 10 см ниже места, где сходятся корпус и гриф. Теперь попробуйте настроить направление микрофона. Направив его на резонирующее отверстие (голосник), вы получите более полное, глубокое звучание. Если повернуть микрофон в сторону грифа, то более заметными становятся яркие тона (рис. 8.13, слева)
  • Расположите микрофон на расстоянии около метра от гитары и направьте прямо на голосник. При таком расположении вы запишете и полный звук из голосника, и четкую атаку струн (рис. 8.13, посередине).
  • Расположите микрофон на расстоянии в 15 см от точки крепления грифа. Попробуйте направлять его в разные стороны (даже небольшое отклонение может дать сильный эффект) и найдите позицию, которая вам подходит (рис. 8.13, справа).
  • Попробуйте расположить микрофон так, чтобы он находился примерно на том же расстоянии и направлен был так, как уши исполнителя. Микрофон должен быть симметричен по отношению к голове музыканта. Лично я часто применяю такую технику, и мне кажется это правильным, потому что при этом в микрофон попадает в точности тот же звук, что и в уши исполнителя, а ведь понятно, что музыкант корректирует свои интонации и технику игры в зависимости от того, что он слышит. Таким образом, вы запишете именно то, что пытается передать музыкант.

Рис. 8.13. Способы расположения микрофона при записи акустического инструмента

Компрессор
Как правило, с акустическими инструментами не применяется сильная компрессия, особенно, если вы хотите записать натуральный звук. Компрессия делается только для того, чтобы уменьшить резонанс инструмента и не позволить звуку затеряться в общей записи после смешивания. Вот примерные настройки компрессии для акустического инструмента.

Порог: -6 дБ.
Отношение: 3:1-4:1.
Атака: около 150 мс.
Затухание: около 400 мс.
Усиление: установите его так, чтобы уровень выходного сигнала соответствовал входному. Не нужно делать большого усиления.
Затухание делается таким большим из-за того, что у акустических инструментов велико время звучания ноты. Если вы записываете инструмент с коротким звучанием, например банджо, можно сделать короче и атаку, и затухание. В этом случае можете установить такие значения.

Порог: -6 дБ.
Отношение: 2,5:1-3:1.
Атака: 40-50 мс.
Затухание: около 180 мс
Усиление: установите его так, чтобы уровень выходного сигнала соответствовал входному. Нс нужно делать большого усиления.

Закладка Постоянная ссылка.

2 комментария: Акустические инструменты

  1. Норина пишет:

    Излучение всех струнных смычковых инструментов направленно. С повышением частоты звук концентрируется на верхней деке, становится направленным перпендикулярно к ней. Так же направлены и паразитные колебания.

  2. dezodorantov пишет:

    Спасибо, не знали

Добавить комментарий