Сложности стереозаписи

Рис. 8.7. Стереомикрофон поможет записать естественное звучание

Есть несколько нюансов, о которых нужно помнить при выборе способа расположения микрофонов, в частности конфликт фаз и ослабление стереоэффекта.
Конфликт фаз (phase cancellation) возникает тогда, когда два микрофона расположены так, что один и тот же звук приходит к каждому из них в разные моменты времени, а следовательно, со сдвигом фазы. При этом звук в одном канале ослабляет звук другого канала. Это особенно заметно проявляется на низких частотах. Большинство цифровых рекордеров имеет переключатель, которым можно переворачивать фазу сигнала даже после того, как сделана запись. Для того чтобы проверить, правильно ли установлены ваши микрофоны, переключите фазу на одном из каналов (но не на обоих сразу!) и послушайте, стали ли басы более отчетливыми. Правильным нужно считать такое расположение микрофонов, при котором переключение одной из фаз приводит к самому заметному изменению звука. Если переключение фазы не помогает, попробуйте заменить один из кабелей. Дело в том, что некоторые кабели бывают распаяны по-разному. Если и это не помогает, вам нужно настроить баланс между микрофонами. Просто немного поверните один из них. Слабый стереоэффект проявляется в том, что вы не слышите разницу между правым и левым каналами или не можете определить центральную точку стереополя. Ослабление стереоэффекта труднее исправить, чем конфликт фаз, но вы сможете справиться и с этим.
Способ решения этой проблемы зависит от того, как вы расположили микрофоны. Если вы расположили их в виде X-Y пары, то, скорее всего, ваши микрофоны расположены слишком близко к источнику звука. Если вы применяете удаленное расположение микрофонов, то, может быть, они расположены слишком близко друг к другу по сравнению с расстоянием до источника. В любом случае нужно попробовать изменить расположение микрофонов, чтобы добиваться наилучшего стереоэффекта.

Комбинированное расположение
Довольно часто при записи применяется комбинированное расположение микрофонов. Возможным комбинациям нет предела. Можно поставить два микрофона на один инструмент, или использовать близкий микрофон и удаленный, или близкий и объемный, в общем, вы меня поняли. Я не стану много говорить об этом здесь, но позже в этой главе поделюсь некоторыми идеями.<!– adman — >

Если вы решили применять комбинации нескольких микрофонов, обязательно обратите внимание на конфликт фаз. Конечно, на цифровом рекордере вы можете частично решить эту проблему с помощью переключателя фаз, но если вы записываете на аналоговый магнитофон, то вам ничего не остается, как снять конфликт фаз до того, как вы начнете запись.

Если вы решили применять комбинации нескольких микрофонов, обязательно обратите внимание на конфликт фаз. Конечно, на цифровом рекордере вы можете частично решить эту проблему с помощью переключателя фаз, но если вы записываете на аналоговый магнитофон, то вам ничего не остается, как снять конфликт фаз до того, как вы начнете запись.

 

Закладка Постоянная ссылка.

2 комментария: Сложности стереозаписи

  1. Элин пишет:

    пространственное впечатле­ние от прослушивания стереозаписей, выполненных с применением рассмотрен­ной микрофонной техники, неубедитель­ное,

  2. dezodorantov пишет:

    Оборудование-то олдовое.

Добавить комментарий