Подготовка мастер-копии

мастерингВы потратили кучу времени на то, чтобы записать все на самый лучший из доступных вам рекордеров; вы использовали самые лучшие микрофоны, на которые хватило денег, вы идеально установили уровни сигналов, обработали все это эквалайзером, применили самые лучшие эффекты, настроили стереополе и нашли для каждого инструмента подходящее место в общем звучании. И все это зазвучало почти идеально. Ну что ж, теперь осталось записать все это на компакт-диск, подготовить обложку и ждать, когда вам вручат премию Грэмми, не так ли?
В общем-то, так, но вы упустили один очень важный момент, пропустили целый этап, в результате которого ваш хороший диск мог бы стать поистине великолепным, — это этап подготовки мастер-копии. Любопытно, что мало кто имеет представление о том, что это такое, загадочное mastering. Многие думают, что это нечто таинственное, на грани колдовства, и делать это могут лишь немногие избранные, специально обученные люди, обладающие ка- ко-то сверхдорогой аппаратурой.
На самом деле все не так страшно. Подготовка мастер-копии — это довольно простой процесс, в котором используется уже знакомая вам аппаратура. Конечно, для этого нужны какие-то знания, но совсем не обязательно оканчивать специальные курсы. Главное, это ясное понимание задачи, натренированные уши (с этим у вас теперь уже все в порядке) и много терпения на нелегком пути.
В этой главе вы познакомитесь с подготовкой мастер-копии, узнаете, что предполагает этот процесс и в каких случаях есть смысл заняться этим самому, а когда лучше обратиться к профессионалам (в конце концов, не все же вам делать самому?).

Что такое мастер-копия?

Так называется один из этапов звукозаписи, в ходе выполнения которого музыку готовят к тиражированию. Этот этап предполагает выполнение нескольких операций, после которых отдельно записанные дорожки становятся частью альбома. Вначале вам нужно оптимизировать динамический и тональный диапазон каждой песни, а потом сделать так, чтобы все песни составляли согласованную последовательность. При этом обычно приходится делать обработку эквалайзером, компрессором, а иногда и экспандером.
Кроме того, вам нужно подумать о порядке песен, чтобы обеспечить плавные переходы, и о размере пауз между ними. Затем следует записать песни в таком формате, который обеспечит простое и удобное тиражирование. Обычно это бывает компакт-диск.

Обработка
Независимо от того, как хорошо вы записали и смикшировали свою музыку, вам так или иначе придется дополнительно обработать ее при подготовке мастер-копии. В основном это предполагает настройку уровней с помощью компрессора, эквалайзера, ограничителя, а если потребуется, то и других процессоров.
При такой обработке преследуются следующие цели.

  • Сбалансировать общие тональные характеристики каждой песни.
  • Оптимизировать динамику каждой песни, чтобы все они звучали с одинаковой громкостью.

Для перечисленных целей используются следующие средства.

  • Компрессор. Некоторые стили музыки требуют плавного, ровного звучания; другие стили предполагают некоторую резкость и отрывистость. И того и другого можно добиться с помощью правильного использования компрессии (некоторые советы по использованию компрессии приводятся ниже в этой главе). Хороший режиссер звукозаписи знает, когда лучше сделать музыку плавной, а когда резкой.
    Компрессия на этапе подготовки — это непростое дело! Сделаете слишком много или неправильно— и запись будет звучать плоско; сделаете мало — все будет слишком слабо.
  • Ограничитель. Если какой-то инструмент звучит в общей записи намного громче, чем все остальные, с помощью ограничителя можно выровнять эту разницу между громкими и тихими звуками. Эта разница может варьировать в зависимости от стиля музыки, но она никогда не должна быть меньше 6 дБ, а в среднем должна быть 12-18 дБ.
  • Эквалайзер. Поскольку, как правило, вы записываете каждую песню в разное время, и эта разница может быть довольно значительной, то, скорее всего, ваши песни будут звучать по-разному (в смысле тонального качества). Одни будут звучать ярко, другие — глуховато, с преобладанием баса.
    Для того чтобы ваши песни звучали как нечто, объединенное общей идеей, вам нужно выровнять их тональное качество. Это не значит, что все песни должны звучать одинаково, просто они должны производить впечатление чего-то цельного. Хороший режиссер с помощью эквалайзера может сделать так, что каждая песня будет звучать по-своему характерно, но и все вместе они будут объединены идеей общего стиля.


Последовательность
Выбор последовательности должен быть сделан так, чтобы песни звучали в нужном вам порядке, а переходы между ними обеспечивали цельное восприятие всего диска. Поскольку результатом всей вашей работы должен быть именно диск, это очень ответственный этап в подготовке мастер-копии.

Уровни
Одна из самых важных задач при подготовке мастер-копии — это выравнивание уровней громкости. Вы ведь не хотите, чтобы слушатель регулировал громкость воспроизведения в начале каждой новой песни. Это не обязательно означает, что все должно быть записано на одном уровне, в конце концов, ваш художественный замысел может предполагать постепенное нарастание громкости к середине альбома, а потом плавное снижение, но ни в коем случае в этом не должно быть беспорядка. Такая настройка выполняется с помощью простых средств — компрессоров и ограничителей.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.