Микширование

Сведение

Когда записаны все нужные дорожки, когда всё очищено от шума с максимальной тщательностью
, можно попытаться превратить все это в музыку. Такое
превращение называется микшированием. При этом вы должны установить уровни сиг­нала и частотный спектр записей с помощью эквалайзера, а также настроить стереополе (так на­зывается процесс панорамной расстановки инструментов). После этого можно добавить не­ сколько эффектов, которые
помогут придать музыке новые качества и усилить ее воздействие на слушателя. Правильное
микширование оказывает на конечный продукт не меньшее влияние, чем правильное исполнение при
записи, а может быть, даже большее. Даже небольшое изме­нение в соотношении звучания инструментов
оказывает на слушателя огромное впечатление.
В этой главе вы ознакомитесь с микшированием, подробнее узнаете о таких важных средствах, как
эквалайзеры, спецэффекты и стереопанорамирование. Все это необходимо для того, чтобы согласовать
отдельные дорожки. Здесь же вы узнаете, как сделать ваши записи доступными дру­ гим слушателям и
как обеспечить их совместимость с разными системами воспроизведения.

Микширование — это очень субъективный процесс. Настроить взаимное соотношение нескольких музыкальных инструментов можно самыми разными способами. Вы наверняка обнаружите, что вам одинаково нравятся разные варианты микширования одной и той же записи. Не бойтесь экспериментировать и не стесняйтесь оставлять несколько вариантов, в конце концов, великие поступали так же.

Что такое микширование

Рис. 10.1. Главное окно программы микшера (слева); линейка канала микшера (справа)

Вспомните, сколько времени и сил занял у вас процесс записи. Вы провели многие часы, расставляя микрофоны, добиваясь полного, громкого, но не искаженного звука инструментов. Каждая ваша запись получилась настолько совершенной, насколько вы смогли выложиться. Наверное, вам казалось, что большая часть работы позади. Да, отчасти это правда, вам не потребуется больше играть на инструментах и воевать с вокалистами. Но не расслабляйтесь — еще много работы впереди. Вам еще предстоит согласовать все, что вы записали ранее, т.е. сделать так, чтобы в общей записи все это звучало отчетливо и не перекрывалось одно другим. Этот процесс может занять довольно много времени, фактически частенько это занимает столько же времени, сколько и собственно запись.
На этом этапе ваш главный инструмент— микшер. На рис. 10.1 вы видите микшер, выполненный в виде компьютерной программы. Слева показано главное окно микшера, а справа — линейка канала микшера.

Цель микширования состоит в том, чтобы добиться ясной слышимости каждого инструмента в общей записи, чтобы ни один из них не заглушал остальные и звучал на своем месте. Для этого нужно сделать следующее.

  • Определить части записи, которые имеют особое значение для общего восприятия музыки. Нужно определить части, которые не столь важны или, что еще хуже, диссонируют с важными фрагментами.
  • Установить уровень громкости каждого инструмента так, чтобы ни один из них не терялся на фоне остальных, был ясно слышим, но и не перекрывал остальные инструменты.
  • Установить спектр частот каждого инструмента так, чтобы у каждого из них было свое пространство в общей записи. Это означает настроить спектр каждого инструмента так, чтобы его частоты не противоречили остальным инструментам, но в то же время так, чтобы этот инструмент не потерял своего характерного звука и был ясно слышим в общей записи.
  • Правильно настроить стереопанорамирование, т.е. найти такое место для каждого инструмента в общем стереополе, чтобы он звучал естественно и создавал нужный эффект. Кроме того, правильное панорамирование позволяет развести в пространстве инструменты со схожим спектром частот.
  • Добавить эффекты, такие как реверберация и эхо. С помощью таких эффектов можно вывести инструмент вперед по отношению к остальным или, наоборот, увести его назад.


Микширование — это процесс, в котором вы можете проявить настоящее творчество. Ведь все мучения с записью уже позади, и теперь единственное средство для создания настоящей музыки — это микшер. Не бойтесь экспериментировать, не бойтесь искать новые средства. Пробуйте разные настройки эквалайзера, разное расположение стереополя, пробуйте применять новые эффекты. Не спешите и работайте с удовольствием. Самое приятное в микшировании — это то, что вы можете создать множество вариантов одной и той же пьесы и всегда можете начать все с начала.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий