Компрессия

Звуковой компрессор

Звуковой компрессор

Компрессор — это устройство, с помощью которого можно управлять динамическим диапазоном сигнала. Пользу этого устройства трудно переоценить. Вы можете пользоваться компрессором на самом первом этапе, при записи инструмента, для того чтобы избежать искажений от превышения уровня. Можно с помощью компрессора отрегулировать уровень сделанной ранее неудачной записи. Компрессор поможет вам увеличить уровень громкости всей пьесы, если в этом возникнет необходимость. В этом разделе мы поговорим об использовании компрессора для борьбы со всплесками.
Компрессор оказывается особенно полезным при цифровой записи, так как позволяет записывать на довольно высоком уровне громкости, не особенно заботясь об искажении сигнала из-за превышения уровня. Нужно сказать, что правильное использование компрессора — это искусство, которому нужно долго учиться, но не беспокойтесь особенно. В этой главе рассказывается о некоторых простых способах компрессии для самых разных инструментов, с которых вы вполне можете начать.

Если у вас студия записи типа SIAB или компьютерная студия, то у вас уже есть компрессор в наборе стандартных эффектов. Вы можете пользоваться им, но ваш сигнал должен сначала пройти через АЦП (аналогово-цифровой преобразователь, который переводит сигнал в цифровую форму). В цифровых системах звукозаписи АЦП стоит перед усилителем. И это создаст серьезную проблему для использования компрессора с целью подавления всплесков, потому что АЦП как раз и является самым сильным источником искажений. Если вы решите использовать компрессор в начале цепи для борьбы со всплесками, то, может быть, вам придется воспользоваться внешним усилителем, вставив его перед АЦП.
Компрессор имеет несколько настраиваемых параметров. Ниже приведены главные из них.

  • Порог (Threshold). Установка порога задает тот уровень, с которого компрессор начинает обрабатывать сигнал. Этот уровень задастся в децибелах. Чаще всего уровень порога устанавливается так, чтобы компрессор обрабатывал только самые высокие пики сигнала.
  • Отношение(Ratio). Этот параметр указывает, как компрессор должен обрабатывать сигнал. Например, отношение 2:1 говорит о том, что каждый пик, уровень которого превышает заданный порог, уменьшается в два раза. Таким образом, сигнал, превышающий порог на 1 дБ, после выхода из компрессора будет превышать его только на 1/2 дБ. Значение этого параметра зависит от записываемого инструмента, так как для каждого инструмента характерна своя интенсивность всплесков.
  • Атака (Attack). Этот параметр говорит о том, насколько быстро компрессор начинает сжимать обрабатываемый всплеск. Значение этого параметра задается в миллисекундах, и чем резче атака инструмента, тем оно должно быть меньше. Как правило, всплески происходят в начале ноты, поэтому чаще приходится устанавливать малые значения атаки. (Строго говоря, атака звука — это свойство инструмента или манеры исполнителя. Например, у гитары быстрая атака при игре медиатором, но намного медленнее при игре пальцами; у скрипки или у трубы — такая, какую сделает музыкант. У гонга очень медленная атака, звук постепенно нарастает после удара. Таким образом, значение этого параметра в значительной степени зависит от записываемого инструмента — Прим, перев.)
  • Затухание (Release). Этот параметр говорит о том, как долго после начала ноты компрессор продолжает сжимать сигнал. Как и атака, затухание задается в миллисекундах. При борьбе со всплесками ставится малое значение, так как всплески обычно происходят в начале ноты.
  • Усиление (Gain). С помощью этого параметра регулируется уровень сигнала на выходе из компрессора. Значение задается в децибелах. Поскольку компрессор, как правило, уменьшает общий уровень записи, с помощью этого параметра вы можете восстановить его до прежнего уровня.

  • Жесткая или мягкая компрессия (Hard knee, Soft knee). Большинство компрессоров позволяет выбрать режим обработки нот, превышающих установленный уровень порога. При жестком режиме превышающая уровень нота сжимается в постоянном отношении, которое задано соответствующим параметром (Ratio). Например, если для параметра Ratio установлено значение 4:1, то интенсивность любой ноты, превысившей порог, будет уменьшена в четыре раза. Жесткий режим применяется при записи таких инструментов, как барабан, когда нужно немедленно обработать любой всплеск.
    Мягкий режим, напротив подразумевает сжатие с переменным коэффициентом, значение которого зависит от того, на сколько нота превысила установленный порог. Компрессор постепенно увеличивает значение коэффициента сжатия по мере того, как громкость ноты возрастает. Такой режим используется в основном при записи вокала, а также при записи инструментов с медленной атакой.
    Далее приводятся примеры установки параметров компрессора для обработки всплесков. Вы можете использовать их как начальные значения, а по мере накопления опыта подбирать свои собственные. Но экспериментируя, помните о следующем.
  • Вы всегда можете сделать компрессию записанной пьесы, но никогда не сможете восстановить ее в прежнем виде. Если вы сомневаетесь, на сколько сжимать записанный фрагмент, то тут, как говорится, лучше недожать, чем пережать. Вы всегда сможете сжать еще раз, даже после микширования.
  • Если вы слышите изменение звука в результате компрессии, то, скорее всего, вы слишком сжали его. Использование компрессора в начале цепи предполагает борьбу с нежелательными всплесками, которые, как правило, не слышны во время записи. Если же компрессия меняет звучание всей вашей записи, то нужно уменьшить интенсивность сжатия (естественно, кроме тех случаев, когда вы сжимаете намеренно).
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий