Управление звуком во время микширования

Первым шагом к получению контроля над звуком своего помещения (даже далеко не идеального) во время микширования является покупка пары колонок (мониторов) близкого расположения. Эти акустические системы предназначены для маленьких помещений. Они могут уменьшить эффект, который будет производить оставшаяся часть помещения при прослушивании звука, и станут хорошим помощником в микшировании.

Портативные отражатели/поглотители звука

Рис. 3.15. Портативные отражатели/поглотители помогут изменить акустические характеристики помещения быстро и легко

Следующий шаг к хорошему микшированию в неидеальном помещении — это использование низкого уровня сигнала. Понятно, что это отнимет часть удовольствия от работы. Несмотря на то что приятнее сводить звук при высокой мощности сигнала результат этой работы редко бывает хорошим. Все ведущие инженеры звукозаписи часто слушают свои микшеры на очень маленькой мощности. Естественно, они используют и очень высокие уровни, но уже только после того, как микширование почти завершено, и то на очень короткие промежутки времени. В конце концов, если вы повредите свой слух, ваша карьера звуко- инженера окажется слишком короткой. Я не хочу повторять слова ваших родителей, но попытайтесь укротить свое стремление все взорвать звуком. И ваши уши дольше прослужат, и записи будут звучать лучше. Уж поверьте.
Даже при наличии акустических систем близкого расположения и низкого уровня звука вам предстоит сделать кое-что еще, чтобы ваше помещение стало работать с вами в одной команде. Секрет хорошей комнаты микширования состоит в “укрощении” отражений звука, воспроизводимого динамиками.
С высокими и средними частотами сладить довольно просто — достаточно укрепить несколько пенопластовых панелей или звукопоглощающую комбинированную панель, предложенную мной (см. рис. 3.15). (Видите, мы уже нашли им первое применение.) Начните с двух панелей, укрепив их на стенд или установив на столе позади себя на уровне колонок. Также прикрепите по одной панели на боковые стены (рис. 3.16). Такое расположение звукопоглощающих панелей избавит вас от резонанса высоких частот, а также поглотит большую часть эха.
Вам также может потребоваться прикрепить что-нибудь к потолку над своей головой, особенно если он у вас низкий или текстурный (вы знаете эти потолки, с которых вам на голову постоянно сыплется крошка). Возможно, не стоит играть с судьбой и монтировать поглощающую панель прямо над своей головой, так как она очень тяжелая. В данном случае подойдет парочка плит из прессованной стекловаты (размером 60×120 см), обшитых тканью. Вы можете без особых усилий сами сконструировать пару таких рассеивателей, прикрепив их так, как показано на рис. 3.17.

Рис. 3.16. Такое расположение отражателей/поглоттелей поможет при микшировании

Несколько таких панелей вы можете подвесить и в углах комнаты позади колонок. Укрепляйте их на высоте самих колонок, чтобы эти панели защищали углы комнаты. Если в углах комнаты не хватает для этого места, вы можете для этого случая купить специальные заводские угловые панели. Любой из этих вариантов способен поглотить резонанс в тыльной части акустических систем.

Еще один вопрос, который следовало бы рассмотреть в связи с микшированием, касается стоячих волн. Они возникают тогда, когда низкочастотные волны, будучи отраженными от различных поверхностей, начинают резонировать друг с другом. Стоячие волны имею свойство либо чрезмерно усиливать бас, либо поглощать большую часть баса, излучаемого акустическими системами. В результате вы часто даже не будете знать источник проблем, внезапно возникающих при сведении звука.

Рис. 3.17. Подвесьте панели под потолок, чтобы уменьшить отражение звука

Для того чтобы понять, что проблемы связаны именно со стоячими волнами в студии, сядьте прямо перед динамиками и поставьте свой любимый компакт-диск. Затем внимательно вслушайтесь. Придвиньтесь ближе к колонкам, потом отодвиньтесь дальше от них. Проанализируйте, изменялся ли уровень низких частот при ваших перемещениях? Встаньте со стула и немного пройдитесь по комнате. Отметьте для себя те места в комнате, в который бас был либо слишком сильным, либо слишком слабым. Действуя так, вы сможете даже найти места, в которых бас исчезает полностью. Если в результате вашего исследования так и произошло, значит, вы счастливый обладатель стоячих волн. Только не надо волноваться — вы сможете укротить этого монстра всего парой ловушек низких частот.
Эти ловушки поглощают энергию на низких частотах, чтобы волны не могли свободно распространяться по помещению и портить вашу работу. Ловушки низких частот можно купить в музыкальном магазине или (вы уже, похоже, догадались) — сделать самим из дерева и изоляции (проект показан на рис. 3.18) Чаще всего ловушки низких частот располагают позади себя в углах (имеется в виду ваше место за микшером) (рис. 3.19). Дополнительные ловушки в других углах комнаты помогут вам добиться еще лучшего результата в борьбе со стоячими волнами.

Рис. 3.18 Ловушка низких частот для защиты от стоячих волн

После того как установите ловушки низких частот, проведите снова вышеуказанный эксперимент. Если вы обнаружите какие-либо места, в которых басы слышны громче или тише, переместите немного ловушки. Действуя таким методом проб и ошибок, вы, скорее всего, найдете такую конфигурацию, при которой эффект от их использования станет наибольшим.
Постарайтесь не преувеличивать значение того, как все это звучит в вашей комнате. Как ни важен этот фактор, все же он окажет намного меньшее влияние на качество записей, чем плохая работа инженера. Помню — я это уже говорил, но это так важно усвоить! Поэтому сделайте что можете, а потом работайте с тем, что получилось.

 

 

ловушка низких частот

Рис. 3.19. Для устранения стоячих волн поместите ловушки низких частот в углах комнаты позади себя

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.