Процессоры сигнала

В процессе звукозаписи почти всегда приходится менять или настраивать звучание того или иного инструмента, то ли непосредственно во время записи, то ли позже. Для этого предназначены процессоры сигнала. Такие процессоры бывают трех основных типов: эквалайзеры, динамические процессоры и процессоры эффектов. Они могут быть как интегрированными с остальной аппаратурой, так и автономными устройствами. В домашних студиях звукозаписи эти процессоры, чаще всего, сделаны в виде компьютерной программы или входят в состав интегрированной студии SIAB.
Эквалайзеры
Эквалайзеры служат для частотной настройки звука. Для этого применяются разные способы.
 Подавление. Вы можете избавиться от лишнего шума или удалить нежелательный звон, подавив некоторую частоту в сигнале.
 Повышение. Можно оживить звучание инструмента, повысив в его спектре самую важную, самую эффектную частоту.
 Разделение. Для того чтобы разделить инструменты в записи, можно выборочно усиливать или подавлять некоторые частоты в их спектрах.
Эквалайзеры бывают трех основных типов: графические, пороговые и параметрические.

Рис. 1.9. Графический эквалайзер

Графический эквалайзер
Эти эквалайзеры используются для выборочного усиления или подавления некоторой частоты, обычно на величину от 6 до 12 децибел. Таким способом можно удалить ненужную частоту из сигнала или произвести требуемую настройку спектра инструмента. В графическом эквалайзере (рис. 1.9) есть несколько линеек, соответствующих разным частотам, и вы можете настраивать только те частоты, которые представлены на линейке вашего устройства.
Пороговый эквалайзер
Пороговый эквалайзер влияет на частоты выше или ниже указанной. Его используют для того, чтобы обрезать верхний или нижний край спектра частот. Например, вы можете настроить его так, чтобы обрезать частоты ниже 250 Гц и избавиться от рокота (низкочастотного шума) в записи. На рис. 1.10 представлен фафик этого процесса. Вы видите, как эквалайзер понижает интенсивность звука ниже указанной частоты, а после нее оставляет сигнал без изменений. Указанная частота называется порогом.

Параметрический эквалайзер
Параметрический эквалайзер позволяет указать частоту и диапазон вокруг этой частоты, в которой вы хотите сделать изменения. Сначала вы задаете частоту, а потом указываете значение диапазона, которое обычно называют Q. Чем больше значение параметра Q, тем уже диапазон изменяемых частот. На рис. 1.11 показаны две диаграммы. На верхней диаграмме

Рис. 1.11. График работы параметрического эквалайзера: малое значение параметра Q (сверху); большое (снизу)

значение параметра Q меньше, чем на нижней, и, следовательно, диапазон частот шире.
Удобство параметрического эквалайзера состоит в том. что вы можете указать малый диапазон частот, а затем усилить или понизить сигнал. Это бывает нужно для того, чтобы настроить совместное звучание некоторых инструментов. Например, часто встречается ситуация, когда звуки бас-гитары заглушаются ударами большого барабана (диапазон частот 200-500 Гц). Выбрав Q таким, чтобы накрыть этот диапазон, и установив уровень около -6 децибел (ослабить на 6 децибел), вы добьетесь того, что все ноты бас-гитары будут ясно слышны в сведенной записи.
Вы убедитесь в пользе параметрического эквалайзера, когда начнете смешивать несколько записанных каналов в стереопару.

 

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий