Микрофоны, или как получить хороший звук

От расположения микрофона по отношению к музыкальному инструменту или к вокалисту в значительной степени зависит качество записи. Изменение расстояния на несколько сантиметров или незначительный поворот микрофона может резко изменить характеристики звука. Если вы решите заняться музыкальной звукозаписью всерьез, то, уверяю вас, вы потратите много дней на изучение способов расположения микрофонов.
В этой главе мы рассмотрим основные понятия, связанные с использованием микрофонов, и познакомимся со способами получения высококачественного звука. Я поделюсь с вами секретами микрофонного мастерства и дам некоторые практические советы, которые принесут вам пользу немедленно. Кроме того, вы узнаете, как пользоваться компрессией и расставлять микрофоны для уменьшения влияния всплесков при записи инструментов.

Техника использования, микрофонов

Независимо от типа микрофона и инструмента, который вы записываете, можно применять несколько способов расположения микрофонов, которые обеспечат высокое качество записи.

  • Близкое расположение. Микрофон устанавливается в нескольких сантиметрах от источника звука.
  • Удаленное расположение. Микрофон устанавливается на расстоянии около одного метра от источника звука.
  • Объемная запись. Микрофон располагается на другом конце комнаты.
  • Стереофоническая запись. Два микрофона устанавливаются на некотором расстоянии один от другого.
  • Комбинированная стратегия. Используется комбинирование перечисленных выше способов.

В этом разделе рассматриваются четыре основных способа расположения микрофонов, используемых при записи. Вы узнаете, в каких случаях лучше применять тот или иной способ и на какие характеристики звука эти способы влияют.

Рис. 8.1. При близком расположении микрофон устанавливается в нескольких сантиметрах от источника звука

Близкое расположение
При близком расположении микрофон устанавливается в нескольких сантиметрах от источника звука (рис. 8.1). В домашней студии такое расположение микрофонов применяется чаще других, так как при этом на звук меньше влияют акустические параметры помещения, такие как реверберация и эхо.

При записи с близким расположением микрофона качество звука особенно сильно зависит от того, где именно вы расположи микрофон по отношению к инструменту. Поскольку микрофон находится совсем рядом, даже небольшое его перемещение (не только на другое расстояние, но и в другое место на той же дистанции) приводит к значительному изменению характеристик звука инструмента. Вам придется потратить немало времени, прежде чем вы найдете место, обеспечивающее полноценное качество звука.

Рис. 8.2. При удаленном расположении микрофон находится на расстоянии около метра от источника звука

Удаленное расположение
В этом случае микрофон устанавливается на расстоянии около метра от источника звука (рис. 8.2). Удаленное расположение микрофона позволяет записать нс только звук самого инструмента, но и некоторые звуки, характерные для этого помещения. Удаленное расположение часто применяется при записи барабанов с помощью единственного микрофона, так как оно позволяет захватить звуки сразу всей ударной установки. А если так расположить несколько микрофонов, то вы запишете всю установку с очень хорошим качеством.

Объемная запись
При такой записи микрофон ставят на значительном расстоянии от источника звука, иногда на противоположном конце комнаты (рис. 8.3). При этом записываются характерные для данного помещения звуки, такие как реверберация и эхо. Аналогичного эффекта можно добиться, расположив микрофон не так далеко от источника, но направив его в противоположную от инструмента строну. Иногда можно даже установить микрофон в соседнем помещении, но это уже экзотическая техника, я считаю. Расстояние между микрофоном и инструментом подбирается каждый раз и зависит от того, какой инструмент вы записываете.
Объемной записью имеет смысл пользоваться только тогда, когда в помещении есть его собственные интересные звуки. Если воспользоваться комбинацией объемного и близкого расположения, можно получить красивую естественную реверберацию данного помещения. Если ваша студия не обладает хорошими акустическими характеристиками, лучше не пользоваться объемной записью, тем более что эхо и реверберацию вы всегда сможете добавить позже, на этапе микширования.

Рис. 8.3. Объемная запись предполагает такое размещение микрофона, при котором в него попадают звуки помещения в не меньшей степени, чем звуки инструмента

Стерео
Стереозапись предполагает использование двух микрофонов для улавливания стереофонического звучания инструмента. Существует множество способов установки микрофонов, и некоторые из них очень сложные. Однако есть три основных способа, а именно: пара X-Y, способ Блюмлейна и разнесенная пара. Кроме того, бывают специальные стереомикрофоны, которые позволяют записывать стереозвук непосредственно.
Пара X-Y
При таком способе записи два одинаковых микрофона располагаются под прямым углом, в непосредственной близости один от другого, но так, чтобы они не касались друг друга (рис. 8.4). Это самый распространенный способ, и вы, скорее всего, будете пользоваться именно им, если решите заняться стереофонической записью. Обратите внимание на то, что они закреплены в специальной подставке, которая значительно упрощает правильное расположение микрофонов (см. рис. 8.4).

Способ Блюмлейна

Этот способ разработал и запатентовал в 1931 году инженер Алан Доуер Блюмлейн (Alan Dower Blumlein). При такой технике два двунаправленных микрофона . Монтируются аналогично парс X-Y, под прямым углом, диафрагмами вплотную друг к другу. Микрофоны закрепляются на разных штативах, один над другим (рис. 8.5). Преимущество этого способа заключается в том, что двунаправленные микрофоны воспринимают сигнал как спереди, так и сзади, что позволяет записать очень естественный звук. Кроме того, вам нс придется бороться со всякими нежелательными эффектами, возникающими при тесном расположении микрофонов, потому что двунаправленные микрофоны нс создают этих эффектов.

Рис. 8.4. Пара X-Y – это два одинаковых микрофона, расположенных вплотную, под прямым углом

Рис. 8.5. Способ Блюмлейна. Два микрофона расположены один над другим, под прямым углом

Разнесенная пара
При таком способе два микрофона располагаются на расстоянии от инструментов, которые вы записываете, и на значительном расстоянии друг от друга (рис. 8.6). Этот способ особенно удобен для записи ансамбля или оркестра, который занимает много места в помещении.

Рис. 8.6. Запись по методу разнесенной пары. Микрофоны располагаются на расстоянии от источника звука и друг от друга

Однако при таком способе записи могут возникнуть фазовые искажения (ознакомьтесь с врезкой “Сложности стереозаписи”), если вы неверно расположите микрофоны. Как общее правило нужно принять, что микрофоны должны находиться один от другого на расстоянии втрое большем, чем от источника звука. При этом фазовые искажения не возникают. Это правило называют правилом 3:1.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий